«Современные философские течения»
Цель дисциплины: ознакомление учащихся со спецификой философского мышления 20 — начала 21 века, основными направлениями философской мысли, их историческим и социальными корнями, ведущими представителями, ролью в современном гуманитарном дискурсе и религиоведческих исследованиях.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: дифференцированный зачёт.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«Современный иностранный язык (английский)»
Цель дисциплины: дать студентам необходимый уровень знания английского языка в соответствии с современными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и сформировать общекультурные компетенции.
Общая трудоемкость дисциплины: 8 з.е. / 288 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: дифференцированный зачёт.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«Педагогика высшей школы»
Цель дисциплины: овладение магистрантами системой знаний о сфере высшего образования, его целях и сущности, содержании и структуре, о принципах управления образовательными процессами в высшей школе; формирование представлений об основных достижениях, проблемах и тенденциях развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современных подходах к моделированию педагогической деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины: 3 з.е. / 108 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: экзамен.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 3 семестр.
«Внешние церковные связи»
Цель дисциплины: ознакомление обучающихся с основными принципами и критериями внешней политики Русской Православной Церкви.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1 семестр.
«История русского литературного языка»
Цель дисциплины: дать студентам знания об истоках и становлении русского литературного языка, изменении его стилистических систем во времени; изучение различных традиций отбора и употребления языковых элементов в текстах конкретных эпох.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 3 семестр.
«Религиозная проблематика русской литературы (XVIII – XIX в.)»
Цель дисциплины: изучение произведений русской классической литературы в религиозном аспекте, формирование у студентов навыков адекватной интерпретации художественного текста, основанной на междисциплинарном принципе, предполагающем синтез собственно литературоведческого и богословского подходов.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет, зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«Историко-теоретические основы курса «Агиография и агиология»»
Цель дисциплины: приобретение студентами научно-мировоззренческой и теоретико-методологической базы для понимания специфики христианской агиографии и агиологии как литературно-исторического наследия Христианской культуры и комплексной научной дисциплины, а также освоение ими категориально-понятийного аппарата и основ профессионального историко-филологического анализа агиографических и агиологических произведений и научных исследований.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет, зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«Историко-филологический анализ богословских и аскетических памятников славянской литературы (IX – XVII в.)»
Цель дисциплины: дать студентам общее представление о формировании в славянской традиции корпуса переводных сочинений учительного, аскетического и богословско-полемического характера в связи с греческой литературой позднеантичного и византийского периодов, а также оригинальных славянских текстов аналогичной тематики; ознакомить с основными принципами филологического и источниковедческого анализа указанного типа текстов.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет, зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«История русской церковной литературы (XVIII – XX в.)»
Цель дисциплины: раскрыть характерные особенности историко-литературного процесса XVIII–XX веков в его эволюционном развитии, показать значение, место и роль русской церковной литературы в системе национальной культуры, познакомить студентов с образно-художественными традициями русской церковной литературы XVIII–XX веков, крупнейшими писателями и их творчеством.
Общая трудоемкость дисциплины: 6 з.е. / 216 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: зачет, зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1-2 курс, 1-3 семестры.
«Религиозная проблематика русской литературы (XX в.)»
Цель дисциплины: изучение произведений русской классической литературы в религиозном аспекте, формирование у студентов навыков адекватной интерпретации художественного текста, основанной на междисциплинарном принципе, предполагающем синтез собственно литературоведческого и богословского подходов.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет, зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 3-4 семестры.
«Основы риторического изобретения»
Цель дисциплины: знакомство студентов с терминологией и базовыми теоретическими понятиями общей риторики и инвенции, с принципами и процедурами анализа и синтеза публичной аргументации, с методическим инструментарием разработки аргументации.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1 семестр.
«История и методология современного литературоведения (религиозно-философский аспект)»
Цель дисциплины: знакомство с основными тенденциями развития науки о литературе в теоретическом и методологическом аспектах в их связи с религиозно-философской мыслью эпохи.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1 семестр.
«Религиозная проблематика англо-американской литературы (XIX – XX в.)»
Цель дисциплины: изучение избранных произведений британской и американской литературы нового времени в религиозном аспекте.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Основы славяно-русской текстологии»
Цель дисциплины: освоение методики изучения рукописной традиции памятника, установление его возможных редакций и списков, освоении принципов подготовки критических изданий памятников теологического, исторического, канонического, литургического характера.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е./ 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«История и текстология Славянской Библии»
Цель дисциплины: формирование у студентов комплекса знаний, умений и навыков, которые позволят им самостоятельно ставить и решать задачи источниковедческого и текстологического плана при научно-исследовательской работе со славянским текстом Священного Писания.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Историческая поэтика»
Цель дисциплины: формирование профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам проводить самостоятельные научные исследования в области литературоведения.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Литургические и канонические памятники в славянской традиции (IX – XVIII в.): история, текстология, источниковедение»
Цель дисциплины: дать студентам основные представления о развитии корпуса славянских богослужебных книг и канонических памятников, а также практически познакомить их с наиболее интересными проявлениями, присущими славянским литургическим и каноническим памятникам.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 3 семестр.
«Гомилетика»
Цель дисциплины: дать студентам основные представления о риторических приемах в истории, а также практически познакомить с наиболее интересными из них.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 3 семестр.
«Поэтика богослужебных текстов в славянской традиции»
Цель дисциплины: изучение славянских богослужебных текстов и выявление особенностей их поэтики, в том числе через сопоставление с произведениями художественной литературы.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Актуальные проблемы русской патрологии»
Цель дисциплины: изучение истории русской святоотеческой письменности, а также формирование у магистрантов адекватных представлений о месте проблем русской патрологии в контексте современной богословской и философской мысли.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Гимнография в славяно-русской церковной традиции (IX – XVIII в.)»
Цель дисциплины: изучение византийско-славянских богослужебных текстов, истории их происхождения, классификации, особенностей текстологии и бытования в славяно-русском церковном обиходе.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«Актуальные вопросы русской религиозной мысли»
Цель дисциплины: углублённое изучение студентами истории русской религиозно-философской мысли 18 – 20 веков, её специфики, идейной проблематики и формирование на этой основе целостного представления о ключевых направлениях развития отечественной культуры.
Общая трудоемкость дисциплины: 2 з.е. / 72 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет с оценкой.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 2 семестр.
«История языка церковно-славянской письменности (XI – XVIII в.)»
Цель дисциплины: усвоение студентами истории формирования церковнославянского (фонетический, лексический, словообразовательный, грамматический, синтаксический уровни) языка в объеме, достаточном для работы с памятниками церковнославянской литературы XI – XVIII вв.
Общая трудоемкость дисциплины: 8 з.е. / 288 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: зачёт с оценкой, экзамен.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«История языка славянской письменности (XI – XVIII в.)»
Цель дисциплины: усвоение студентами истории формирования церковнославянского (фонетический, лексический, словообразовательный, грамматический, синтаксический уровни) языка в объеме, достаточном для работы с памятниками церковнославянской литературы XI – XVIII вв.
Общая трудоемкость дисциплины: 8 з.е. / 288 ак. часа.
Форма промежуточного контроля: зачёт с оценкой, экзамен.
Период изучения дисциплины: 1 курс, 1-2 семестры.
«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков»
Цель практики: это получение первичных профессиональных умений и навыков преподавания в высшей школе.
Общая трудоемкость практики: 3 з.е. / 108 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 2 курс, 3 семестр.
«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(Риторическая практика)»
Цель практики: сформировать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят им уверенно создавать и произносить ораторские речи различных жанровых и стилистических характеристик.
Общая трудоемкость практики: 6 з.е. / 216 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 1-2 курс, 2-3 семестры.
«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(Текстологическая практика)»
Цель практики: получение студентами первичных профессиональных умений и навыков в области историко-филологического и богословского анализа текстов русской духовной словесности.
Общая трудоемкость практики: 13 з.е. / 468 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 2 курс, 3-4 семестры.
«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(Логографическая практика)»
Цель практики: сформировать у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих анализировать филологическими и риторическими методами проблемную ситуацию и коммуникативный контекст для выработки целесообразного решения и его аргументированного обоснования в формате письменных и устных текстов, а также графических презентаций.
Общая трудоемкость практики: 6 з.е. / 216 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 2 курс, 4 семестр.
«Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(Палеографическая практика)»
Цель практики: ознакомление студентов с внешними сторонами рукописного документа теологического содержания, формирование навыков проведения палеографической экспертизы и оценки культурно-исторической значимости и сохранности рукописной книги или архивного материала, а также овладение методикой их описания.
Общая трудоемкость практики: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 1 курс, 1-2 семестр.
«Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»
Цель практики: овладение выпускником навыком самостоятельного изучения, историко-филологического и богословского толкования богослужебных текстов с привлечением всего корпуса знаний, приобретённых в ходе обучения в магистратуре кафедры филологии Московской духовной академии.
Общая трудоемкость практики: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 2 курс, 4 семестр.
«Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Научно-исследовательская работа)»
Цель практики: формирование у магистрантов теоретических знаний об основных этапах научно-исследовательской работы и ее методологической специфики, а также профессиональных способностей для организации самостоятельной научной деятельности в процессе написания магистерской диссертации.
Общая трудоемкость практики: 12 з.е. / 432 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачет.
Период изучения практики: 1-2 курс, 1-4 семестры.
«Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Библиографическая практика)»
Цель практики: выработка навыка самостоятельной корректной работы с библиографией для проведения качественного научного исследования, связанного с решением сложных профессиональных задач, основным результатом которого станет написание и успешная защита магистерской диссертации.
Общая трудоемкость практики: 3 з.е. / 108 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения практики: 1 курс, 2 семестр.
«Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (Преддипломная практика)»
Цель практики: формирование способности самостоятельного анализа собственной научно-исследовательской работы и способности грамотного внесения необходимых корректив в текст магистерской диссертации на завершающей стадии работы для последующей её успешной защиты.
Общая трудоемкость практики: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения практики: 2 курс, 4 семестр.
«Филологический анализ текста»
Цель дисциплины: объединяя общетеоретические сведения о тексте и его подсистемах и практические навыки работы с ним, филологический анализ призван научить студентов комплексному анализу текста, рассматривать его как целостное и неразрывное единство формы и содержания.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 4 семестр.
«История филологических учений»
Цель дисциплины: сформировать у студентов представление об истории филологии как отрасли гуманитарного знания; специфике ее исторического развития и современного состояния; о значении филологии для проведения научно-богословского исследования.
Общая трудоемкость дисциплины: 1 з.е. / 36 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения дисциплины: 2 курс, 4 семестр.
«Гомилетика»
Цель дисциплины: практическое освоение теоретических основ построения русской христианской проповеди.
Общая трудоемкость дисциплины: 4 з.е. / 144 ак. часов.
Форма промежуточного контроля: зачёт.
Период изучения дисциплины: 1-2 курс, 1-4 семестр.