Диссертант преподавателя кафедры филологии МДА защитил кандидатскую работу

12 декабря 2024 г. в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского защищена кандидатская диссертация Антонова Павла Сергеевича «РУССКАЯ БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА: ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ (НА ОСНОВЕ ФОНОЗАПИСЕЙ)». Диссертант  — педагог кафедры хорового дирижирования Московской консерватории. Научным руководителем является профессор кафедры Истории русской музыки Московской консерватории, профессор кафедры древней словесности, профессор кафедры филологии Московской Духовной Академии, преподаватель дисциплины «История древнерусской церковно-певческой книжности» Н.Г.Денисов.

       В наше время церковная музыки звучит везде: в храмах и концертных залах, на фестивалях и в интернете.  Появилось много регентов, которые считают себя специалистами в этой области.  За внешним блеском таятся скорбные явления.  Ушли из жизни корифеи регентского дела, и с ними ушло понятие того, как действительно надо интерпретировать церковную музыку. Именно эти проблемы и решены в представленной на защиту работе. Её итогом явилось научное открытие.  Как выяснилось в ходе проведенного научного исследования —  церковная музыка в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. являлась отдельной областью культуры и искусства, в которую входили определенные композиторы, жанры, хоровые коллективы и, что очень важно  — особенности интерпретации этой музыки.

      Адекватными являются  методы, избранные для проведения исследования, главным из которых — метод литургического музыкознания,  разработанный в ХIХ веке на кафедре теории и истории церковной музыки Московской консерватории и который продолжает развиваться на кафедре истории русской музыки вышеупомянутого ВУЗа в настоящее время.

     Диссертанту удалось проследить, как сохранялись традиции дореволюционного пения в Советское время в главном храме Русской Православной Церкви  — Богоявленском патриаршем соборе вплоть до 1988 г.

    «Сравнительный анализ аудиозаписей (звукового контента), проведенный в исследовательских векторах исполнительства, богословия и музыковедения с учетом технических особенностей ранних грамзаписей, основан на массивной источниковедческой базе, которая насчитывает более 800 наименований грампластинок, говоря другими словами, «аналоговых носителей звуковой информации»» ( из отзыва оппонента Тетериной Н.И.).

     Защищенная работа является не только научным открытием, но имеет огромное практическое значение как для светских ВУЗов, так и для духовных семинарий и Академий, как для дирижеров-хоровиков,  так и для регентов, как для музыковедов, так и для богословов.