В Московской духовной академии состоялась Всероссийская научно-богословская конференция «Таинство слова и образа».

Конференцию открыл ректор МДА епископ Звенигородский Феодорит. Он отметил глубину и многозначность понятия «слово» в христианском богословии и поблагодарил организаторов конференции.

«Уважаемый Владимир Михайлович! Дорогие отцы, братия и сестры — участники сегодняшней конференции. Сердечно всех вас приветствую!

Организатором этого замечательного научного форума выступает кафедра филологии Московской духовной академии. В этом году она впервые вовлечена во всей своей полноте.

Конференция имеет название “Таинство слова и образа”. Тема, конечно, широкая и всеохватывающая. Это объясняет такое разнообразие тем докладов. Мы услышим доклады на темы и чисто филологические, и глубоко догматические.

Как все мы хорошо знаем, понятие “слово” имеет очень глубокое значение в христианском богословии. Впервые выражение “В начале было Слово” я услышал еще в школе. Я это выражение тогда не понял. Его объясняли, кажется, так: человеческая история началась с того момента, когда человек стал говорить. И лишь потом я узнал, что это начало Евангелия от Иоанна и что это выражение далеко не полное. Писание само себя толкует. И всë объясняется последующим предложением: “И Слово было Бог”. То есть не человек произвел слово, а Слово (с большой буквы) произвело в бытие человека и вообще всё, что есть в этом мире.

Но при этом мы не отвергаем значимость и важность понятия “слово” в самом распространенном и обычном значении. Дар осознанной речи — это величайший Божий дар человеку. Раскрытие богатства смыслов слов древних и новых языков помогает богословам глубже понять смысл Священного Писания, литургических текстов, творений святых отцов, учителей и духовных писателей Церкви. В этом смысле филология чрезвычайно важна для серьезной богословской науки. И я искренне рад, что, несмотря на столь сложные эпидемические времена, эта научная конференция всё же проводится.

Хочу поблагодарить заведующего кафедрой филологии профессора Владимира Михайловича Кириллина, руководителя магистерского профиля “Русская духовная словесность” иерея Димитрия Барицкого и всех, кто потрудился в деле организации этой конференции.

Свое слово закончу почти молитвой: Бог Слово да будет сегодня и всегда Помощником всем труженикам и служителям слова! Помогай вам Бог!»

Участников также приветствовал организационный комитет конференции в лице председателя д.ф.н. профессора, заведующего кафедрой филологии МДА В.М. Кириллина и кандидата богословия доцента кафедры филологии диакона Сергия Пантелеева.

В этом году конференция под эгидой кафедры филологии Московской духовной академии проходит уже в третий раз. В условиях распространения в стране коронавирусной инфекции для проведения мероприятия 18–19 ноября был выбран дистанционный формат.

На пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шлëнов), д.ф.н. профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. Аннушкин, кандидат богословия доцент кафедры филологии и заведующий профилем «Русская духовная словесность» магистратуры Академии иерей Димитрий Барицкий.

Затем, после краткого перерыва начали работу отдельные тематические секции первого дня конференции.

Первая секция была посвящена истории языка церковнославянской письменности. Вначале доклад представил кандидат богословия ректор Омской духовной семинарии митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким).

Тематика второй секции — славяно-русская церковная литература XI–XX вв.

В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII–XIX вв.

Доклады четвертой секции были посвящены религиозной проблематике русской литературы XX в.

В рамках пятой секции мероприятия докладчики рассматривали вопросы изучения греческой христианской литературы.

На ней было представлено 11 докладов преподавателей и студентов Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с докладом на тему «Образ Царя: к истории цитирования Bas. Caes. De Spiritu Sancto 18, 45 в эпоху иконоборческих споров» выступил . Докладчик рассмотрел различные аспекты ритуала почитания императора и его образа и провел параллель с почитанием святых икон. Также он рассмотрел различные царские регалии и изображения на них.

Святитель Василий Великий говорит: «Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т.е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: “Это царь”, не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ — царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа».

С докладом на тему «Проблема атрибуции произведений преподобного Анастасия Синаита» выступил кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры богословия Московской духовной академии игумен Адриан (Пашин). Игумен Адриан отметил различные предположения об атрибуции различных произведений святого отца — «Путеводителя», «Вопросов и ответов на различные (нравственные) темы», «Трех слов об устроении человека по образу и подобию Божьему», «Проповедей», «Душеполезных повествований», проповедей и прочих. Также он поднял проблему смешения преподобного Анастасия Синаита и святого Анастасия, патриарха Константинопольского.

В первый день конференции в обсуждении актуальных филологических и смежных богословских проблем приняли участие более 100 человек.

19 ноября в Московской духовной академии прошел второй, заключительный, день Всероссийской научно-богословской конференции «Таинство слова и образа».

На первой секции участники представили доклады на тему истории языка церковнославянской письменности. Докладчики рассказали о духовном аспекте языкового знака, о текстологии цикла седмичных молитв святителя Кирилла Туровского, о роли этимологического анализа в работе с богословской терминологией.

Также участники представили ряд докладов, где исследовали богословские взгляды Симеона Полоцкого, отражение иконичности образа священномученика в богослужебных текстах и языковые параметры текстов жития Антония Дымского.

Во время второй секции участники представили доклады на тему славяно-русской церковной литературы XI–XX вв. Докладчики рассказали о поэтике духовной прозы святителя Игнатия Брянчанинова, о религиозной проблематике в отечественной батальной литературе, а также о лексико-семантическом поле «Сияние» в проповедях святителя Феофана, Затворника Вышенского.

В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII–XIX вв. Участники конференции рассказали о драматической поэтологии А.С. Пушкина, исследовали творчество Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Они рассказали об особо значимых и символичных местах в произведениях русских классиков.

Докладчики четвертой секции рассказали о религиозной проблематике русской литературы XX века. Участники исследовали современную русскоязычную поэзию 90-х – 2020 годов, а также отдельных авторов: лирику Надежды Львовой, роман «Александр Невский» Бориса Васильева, роман «Светозары» П.П. Дедова и лирику О.А. Седаковой на примере стихотворения «Сретение».

Во время пятой секции участники представили доклады на тему сирийской христианской письменности (Христологии сирийских авторов).

Докладчики сирийской секции рассказали не только о знаковых церковных авторах, таких как Исаак Сирин, но и о малоизвестных авторах восточной ветви христианства.

В конференции приняли участие преподаватели и студенты духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и светских вузов России, а также все интересующиеся филологическими и богословскими науками гости.

Всего во время конференции в обсуждении филологических и смежных богословских актуальных проблем приняли участие 85 докладчиков.

В завершение мероприятия участники конференции представили свои печатные труды — монографии и сборники:

  • А.С. Кондратьев — Сборник XV международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения» «Русская словесность как основа Русского мира»;
  • архимандрит Симеон (Томачинский) — «Архитектор чистилища. Данте и его “Божественная комедия”»;
  • С.О. Захарченко — издание Петрозаводского государственного университета эпистолярного наследия преподобного Макария Оптинского;
  • М.А. Монкевич — «Образ Христа и идея почвы»;
  • Л.Б. Карпенко — «Священная азбука Кирилла», «Онтология славяно-русского письма»;
  • А.Е. Чернова — «Тайна Воскресения», «Толшменская картина мира», «Феодосий Савинов».

По итогам работы планируется выпуск сборника материалов конференции в Издательстве Московской духовной академии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *